Шов-строчка вышивка крестом

NEWTONEKINDER

В вышивании применяют следующие виды швов.

Шов вперед иголку (см. часть I Шитье). Комбинацией таких швов можно вышивать разнообразные узоры — наборы.

Набор (рис. 144 а) — это вышивание различными по длине прямыми стежками, чаще всего по утку или основе. Название отражает, технику выполнения узора. Он наби рается стежками с помощью шва вперед иголку, проложенными из одного конца орнамента в другой, плотно прилегающими друг к другу рядами. Рисунок, выполненный швом набор,. получается одинаковым на лицевой и изнаночной сторонах ткани. На основе набора создаются различные линейные узорные полосы.

Внешне вышивка набором напоминает браное ткачество, отсюда другое название этого шва — брань. Для выполнения шва набор. берется толстая нить в четыре-шесть сложений. Ткань должна иметь ясную, четкую структуру, чтобы хорошо было видно переплетение нитей (лен, штапельное полотно, тонкая бортовка).

В узорах вышивки этого типа чаще всего повторяется один или два мотива, благодаря чему создается цельное впечатление о вышивке. Шов набор используется не только для выполнения орнаментов в виде полос, но и для заполнения внутренних фрагментов узоров. Пример тому — так называемый орловский спис , вышивка, состоящая из причудливых цветов и листьев, очерченных тамбурным или стебельчатым швом.

Сначала нужно закрепить рабочую нить с изнанки и вывести ее на лицевую сторону, отступив от места закрепления на одну нить. Затем прошить несколько стежков. Первая полоса набора должна быть вышита справа налево, следующая — слева направо и т. д. При этом интервал между стежками делается равным одному стежку на изнаночной стороне.

Если у изделия планируется наличие бахромы, набор нужно вышивать справа налево, но при этом в конце каждого ряда обрезать нитку. Стежки могут смещаться вправо или влево на одну нить ткани в каждом последующем ряду в зависимости от рисунка. Точно так же может увеличиваться или уменьшаться длина стежков.

Шов набор используется для украшения одежды, столового белья, поясов, косме тичек, сумок. Он прекрасно сочетается с такими вышивками, как роспись, счетная гладь, тарлата , мережки, мелкая белая строчка.

Шов назад иголку, строчку (см. часть I Шитье). В результате, получается не пунктирная, а сплошная линия. Иногда этот шов заменяет машинную строчку.

Стебельчатый шов (рис. 144 б) вышивается слева направо. Нитки отсчитывают по прямой или в направлении, зависящем от рисунка. Шов используется как украшающий: им вышивают стебли цветов и подчеркивают контуры рисунка.

Нить нужно вывести на лицевую сторону, отступить вправо на б нитей ткани и вколоть иглу в ткань. Затем делается стежок длиной в 3 нити ткани по изнаночной стороне, острие иглы при этом направляется влево. Затем игла снова выводится на лицевую сторону.

После этого вновь отступают на шесть нитей ткани вправо и делают стежок на изнаночной стороне таким образом, чтобы игла вышла точно в месте первого прокола. Выполняя стебельчатый шов, необходимо следить за тем, чтобы рабочая нить все время находилась с одной и той же стороны шва.

Этот шов может быть двух видов: тонкий стебельчатый или расширенный сте бельчатый.

Виды швов

Тонкий стебельчатый шов — это почти прямая линия. При его вышивании иголка выводится очень близко от конца предыдущего стежка.

Закрепив нить на изнанке, ее нужно вывести на лицевую сторону ткани. Затем направить иглу в левую сторону и протянуть к середине образующегося стежка. Далее, выведя иглу на лицо ткани, вы должны будете отступить вправо на расстояние, равное длине первого стежка, снова вколоть иглу на изнаночную сторону в точку, где оканчива ется первый стежок.

При выполнении тонкого стебельчатого шва на изнаночной стороне ткани из стежков образуется прямая, красивая строчка.

Расширенный стебельчатый шов — широкая полоска с наклоном в одну сторону. Иголку нужно вывести с изнаночной стороны близки от начала предыдущего стежка. Выполняется этот шов аналогично предыдущему, с той только разницей, что стежки перекрывают не половину длины, а большую часть предыдущего стежка. На изнанке стежки ложатся не строчкой, а полоской под наклоном.

При вышивании стебельчатым швом рабочую нить желательно немного придерживать большим пальцем левой руки, следя за тем, чтобы нитки ложились в одном направлении.

Лицевые стежки стебельчатого шва могут быть направлены как слева направо, так и справа налево.

Полукрест — двусторонняя вышивка. Это значит, что на изнанке узор получается точно такой же, как и на лицевой стороне. Стежки могут быть продольными, поперечными или косыми, т. е. примерно под углом 45°. При вышивании этим швом можно захватывать как 3 нитки ткани, так и 5 (если узор необходимо увеличить).

При вышивании полукрестом важно помнить о том, что стежки сначала вышивают в одну сторону до конца ряда: один стежок с лицевой стороны, другой — с изнаночной. После того как вы дошли до конца вышивки, нить нужно повернуть обратно, закрывая открытые стежки как на лицевой стороне ткани, так и на изнанке. Важно следить за тем, чтобы игла при каждом последующем проколе входила в место прокола предыдущего стежка.

Вышивка полукрестом , выполненная одинаковыми стежками, расположенными в разных направлениях, называется роспись (рис. 144 в). Шов роспись использовался на всей территории России в течение многих веков. Им украшали одежду и предметы быта. В народе этот шов называли дюссельным давнишним.

Шов роспись представляет собой тонкие линии, которые образуются мелкими стежками и создают узор, одинаковый с обеих сторон ткани. Стежки могут иметь разное направление, но каждый из них должен быть заключен в правильный квадрат, состоящий из определенного числа нитей по основе и утку. Во многих тканях, используемых для этой вышивки, основа и уток могут быть разными по плотности, поэтому и количество нитей по сторонам квадрата будет разным.

Выполняется шов роспись следующим образом: вначале на лицевой стороне дела ется несколько стежков, с наклоном в левую сторону — на изнанке получаются стежки с наклоном в противоположную сторону. При обратном ходе нитки заполняются просветы, оставшиеся на лицевой стороне, и закрываются пустые места на изнанке.

Дополнительные узоры выполняются при первом ходе нитки и заканчиваются при обратном.

Шов роспись используется для украшения одежды, столового белья, полотенец, панно и различных сувенирных изделий. Этот шов хорошо сочетается с такими вышивками, как набор, счетная глад-., крест, мережки и т. д. Если роспись используется вместе с набором, то ее, как правило, располагают или над набором, или с обеих сторон от него.

Зигзагообразный шов выполняется двумя наклонными соединительными стежками. Вышивка ведется справа налево. Используется этот шов как украшающий. Его можно выполнить одним из двух способов, изображенных на схеме (рис. 144 г).

Шов кустики, или куриный след (рис. 144 д ), представляет собой три лицевых стежка, сходящихся в одной точке. Средний стежок должен быть длиннее боковых . Шов вышивается справа налево.

Завитки бараньи рожки (рис. 144 е) могут быть вышиты различными способами. Они используются для украшения простой вышивки. Стежки на лицевой стороне нужно делать равными изнаночным. Вышивать их можно в вертикальном, горизонтальном и нак лонном направлениях.

Сеточка (рис. 144 ж) состоит из небольших квадратов, расположенных близко друг к другу. Вышивается справа налево. Используется для украшения краев салфеток или скатертей с бахромой. Удобнее вышивать сеточку по продернутым ниткам.

Квадратики лесенкой (рис. 144 з ) вышиваются сначала стежками, расположенными в направлении снизу вверх, затем — стежками, направленными сверху вниз. Второй ряд нужно начинать снизу, выполняя горизонтальные стежки, а в следующем ряду постепен но спускаться, делая вертикальные стежки.

Крест (рис. 144 и) — самая распространенная разновидность вышивки. Появилась она в русском народном рукоделии под влиянием городских печатных картинок во второй половине XIX века.

Вышивается крест по счету ниток ткани, так же, как швы набор и роспись. Поэтому удобнее использовать канву или ткань с хорошо обозначенной структурой. Ри сунок для вышивки лучше всего нанести на ткань.

При выполнении этого шва нужно следить за тем, чтобы все лицевые стежки ложи лись равномерно и в одном направлении, тогда узор будет красивым. Разное направление стежков создает так называемый теневой эффект, который портит вышивку.

Для того чтобы подчеркнуть контуры рисунка, узор крестом лучше обвести строчкой или швом вперед иголку нитками другого цвета. Например, если вышивка красная, кон тур можно сделать черным.

Техника вышивания крестом и различные узоры для нее будут рассмотрены далее в отдельной главе.

Звездочка может быть вышита двумя способами.

1. Вы должны вышить два креста таким образом, чтобы второй крест ложился на первый: сначала по диагоналям, потом по вертикальной и горизонтальной линиям (рис. 144 к).

Виды швов

2. Вам необходимо вышить восемь полукрестов , сходящихся в центре. При этом в середине образуется большой, заметный прокол (рис. 144 л), который можно дополнительно обработать гладьевым валиком. Лучше всего использовать этот способ при вышивании больших звездочек.

Петельный шов состоит из вертикальных или наклонных стежков,, соединенных между собой петлями. В зависимости от длины и частоты стежков возможны разные варианты этого шва. Главное — следить за тем, чтобы стежки ложились равномерно и не стягивали ткань.

Петельные швы идут слева направо. В вышивании используют два вида петельного шва — редкий и плотный.

Редкий петельный шов (рис. 144 м) лучше всего применять на ткани с четким пере плетением, чтобы можно было отсчитывать нитки, не напрягая зрения.

Плотный петельный шов широко распространен и относится к гладьевой вышивке. Используется для закрепления прямых и закругленных линий: им вышиваются валики и фестоны. Стежки располагаются вплотную друг к другу.

Для того чтобы шов был рельефным, перед тем как его вышивать, нужно сделать настил с помощью тамбурного шва или шва вперед иголку. Края, обшитые плотным петельным швом, можно обрезать ножницами, и тогда получится бахрома.

Различают несколько вариантов петельного шва.

—  Петельный шов с чередованием стежков разной длины. Техника его выполнения та же, что и для обычного петельного шва, но стежки делаются разной длины.

—  Петельный шов, маскирующий соединительные швы, выполняется поочередно по одну и другую сторону соединительного шва.

—  Петельный шов со смещенными стежками тоже может скрывать соединительные швы. При его выполнении рабочую нитку нужно затягивать посередине, т. е. на уровне соединительного шва.

—  Петельный шов с перевивом нити. Выполняется он следующим образом: с изна ночной стороны на расстоянии четырех-пяти ниток делается прокол на лицевую сторону. Потом, не вытаскивая иглу из ткани, на нее набрасывают рабочую нитку слева направо. Затем стежок затягивается.

—  Петельный шов с перевивом и снопиками позволяет выполнять розетки — круглые колесики (рис. 144 к), которые могут украсить любую вышивку. Вышиваются слева направо. Иглу выводят в центре розетки. Розетка, показанная на рисунке, выполняется справа налево. Можно дополнить вышивку пико, вышитым на цветке. Для этого в ткань необходимо вколоть булавку и обвить ее рабочей ниткой. Потом рабочую нить необходимо закрепить стежком на краю цветка и обшить петельным швом. Закончив пико, нужно обшить саму розетку по контуру.

Для того чтобы хорошо отработать технику выполнения петельных швов, предлагаем вам сделать несложное изделие — футляр для вышивальных принадлежностей. Он сконструи рован таким образом, что может одновременно выполнять роль футляра для ножниц и ка рандашей, игольницы, кармашка для хранения ниток, сантиметровой ленты и наперстка.

Виды швов

Работа выполняется в несколько этапов.

1.  Измеряют длину ножниц и карандашей и к полученной цифре прибавляют 2-3 см.

2.  Из плотного материала (сукна, кожи) изготовляют две прямоугольные выкройки, по длине равные ножницам плюс 2-3 см и шириной 10 см.

3.  Обе детали складывают и прометывают временным швом вперед иголку, после чего верхнюю сторону полученного чехла вырезают уголком, а у нижней срезают углы, делая ее закругленной.

4.  Из того же мате р- ала готовят третью деталь — кружок, равный в диаметре при мерно Уг длины чехла, это будущий кармашек для наперстка и ниток. Края кружка должны совпадать с нижними краями чехла, лишняя ткань срезается.

5.  К верхней части футляра приметывается круглый кармашек, а потом по всей окружности пришивается петельным швом со смещенными стежками.

6.  Затем верхняя часть футляра с кармашком складывается с нижней , и обе они сшиваются швом строчка.

7.  Для маскировки соединительного шва по всему контуру футляра выполняется петельный шов с ритмично чередующейся длиной стежков или петельный шов с переви вом, причем последний должен совпадать со швом строчка. Чем аккуратнее вы сумеете выполнить эту работу, тем более красивым получится футляр.

8.  Резные верхние края обшиваются плотным петельным швом, а вся лицевая сторона футляра украшается несколькими розетками, выполненными этим же швом.

Аналогичным способом можно смастерить варежки-прихваты или простейшую сумочку.

С помощью петельного шва выполняются и фестоны (рис. 144 о). Для того чтобы они

были рельефными, нужно предварительно сделать настил тамбурным швом или швом

вперед иголку, после чего обметать этот настил петельным швом. Фестоны можно об метывать и петельным швом с перевивом — это еще более украсит вышивку.

Воздушные фестоны выполняются следующим образом: сначала делают 3 воздушные петли длиной примерно 1 см, потом их обметывают петельным швом с перевивом. Такие фестоны прекрасно подходят для оформления краев изделия.

Бархатный шов, или козлик. В его основе — счет ниток. Стежки кладут поочередно под наклоном. Важно, чтобы концы стежков не перекрещивались. Подробнее технику выполнения см. часть I Шитье. Этот шов используется для украшения вышивки. Работа идет слева направо.

Шов частый козлик, или косичка, состоит из стежков, расположенных близко друг к другу. Вышивается слева направо. На изнаночной стороне при выполнении этого шва образуются две строчки.

Шов косичка-козлик выполняется по технике гладьевых швов. Стежки кладутся под наклоном то в одну, т. в другую сторону попеременно.

Шов елочка-козлик (рис. 144 п ) отличается от предыдущего тем, что при его выпол нении каждый последующий стежок перехватывает нижнюю часть предыдущего.

Шов шнурок выполняется по контуру рисунка и является дополнительным его украшением. Работа состоит из двух этапов:

1.    Сначала вышивается шов вперед иголку, при этом интервал между стежками оставляется в два раза меньше, чем длина стежков.

2.    Затем эти стежки обвиваются ниткой другого цвета, причем игла направляется в одну и ту же сторону. При обвивке ткань прихватывать не рекомендуется. Если требуется двухсторонний шов, то обвив нужно делать и на изнаночной стороне. В последнем случае важно следить за тем, чтобы стежки и расстояния между ними были равными.

Точно таким же образом выполняется шов шнурок на двух рядах шва вперед иголку, расположенных параллельно друг к другу.

Шов велюшка тоже вышивается по контуру рисунка — так же, как и шов шнурок, с той только разницей, что при выполнении шва велюшка иглу нужно проводить под стежками в разных направлениях — попеременно сверху вниз и снизу вверх.

Цепочка (рис. 144 р ) состоит из равномерно проложенных петель, которые могут быть разной длины и разного направления. Шов идет сверху вниз. Вышивка производится на основе отсчета ниток. Каждая последующая петля должна выходить из предыдущей и закреплять ее. Необходимо следить за тем, чтобы петли затягивались равномерно. Если вы все делаете правильно, то на изнаночной стороне должна появиться прямая строчка.

Цепочка идеально подходит для обводки контуров рисунка и для заполнения не которых из его элементов.

Этот шов можно выполнять не только иглой, но и крючком, как и тамбурный, но тогда ткань нужно очень туго натянуть на пяльцы.

Вышивать крючком гораздо удобнее, чем иглой. Такая вышивка идет быстрее, и шов получается более ровным. Нитка закрепляется так, чтобы клубок находился внизу под пяльцами, а крючок — сверху над ними. Сначала крючок вкалывается в ткань, затем

справа налево набрасывается нитка и крючок разворачивается в обратную сторону. На конец, с его помощью вытаскивается наверх петля.

Шов открытая цепочка: проколы иголкой с лицевой стороны на изнаночную делаются на четыре нити правее от проколов в обратном направлении.

Шов двойная цепочка выполняется аналогично открытой цепочке, с той разни цей, что две отдельные цепочки вышиваются одновременно и соединяются между собой. Сначала делается левая петля, затем правая. При этом ткань не затягивается.

Шов елочка является разновидностью тамбурного шва. В этом случае лицевые стежки ложатся по обе стороны от центральной линии. Выполняется следующим образом: сначала игла выводится с изнаночной стороны на лицевую и нитка направляется под наклоном вправо на 5 мм. Немного отступив влево от начала работы, на изнаночной сто роне делают вертикальный стежок в направлении сверху вниз.

Затем игла выводится на лицевую сторону, зажимается большим пальцем левой руки по центру, и делается полупетля . Одна часть этой полупетли получается наклонной, а дру гая — вертикальной. После этого с отступом влево делается вертикальный стежок таким образом, чтобы игла вышла на лицевую сторону ткани у вершины первой полупетли .

Далее опять делаете и наклонный стежок с отступом вправо с тем расчетом, чтобы вновь получилась полупетля с одной наклонной и одной вертикальной сторонами. Так работа продолжается до конца ряда.

При правильном выполнении шва елочка на изнанке появляются прямые стежки, расположенные наискось (рис. 144 с).

Итак, шов елочка — это цепочка полупетель , каждая последующая из которых является закрепляющей для предыдущей.

Для того чтобы шов выглядел красиво, нужно соблюдать одинаковое расстояние про колов влево и вправо.

Елочка может иметь и два разветвления. Для этого обычная елочка повторяется по 2 раза влево и вправо. Группируя полупетли по три, получите тройную елочку.

Шов елочка можно выполнять в два цвета: сначала делается полоска двойной или тройной елочки нитками одного цвета, а затем контрастными нитками вышивается ряд стежков в зеркальном отражении. Стежки, переходящие с одной стороны вышивки на другую, закрепляются маленьким стежком, и нить проводится по изнанке на другую сторону.

Шов тамбурная петля — еще одна из разновидностей петельного шва. Выполня ется справа налево, причем каждая петля затягивается, Шов представляет собой изоли рованные стежки-петли.

Тамбурной петлей удобно вышивать цветы (рис. 144 тп ). Отдельные петли при вы полнении узора вышиваются не по прямой , а идут от центра во все стороны по кругу и закрепляются короткими стежками. Петли могут располагаться и по окружности диа метром 40-50 мм.

Шов полупетля вышивается сверху вниз. По технике выполнения он похож на тамбурную петлю. Разница состоит в том, что, направляя нить на изнаночную сторону, игла вкалывается на некотором расстоянии от места выхода рабочей нити на лицо ткани.

Виды швов

Делается закрепительный стежок, игла направляется по изнанке наискосок влево параллельно первой полупетле , затем она выводится на лицевую сторону немного ниже первой полупетли . Снова игла вкалывается в ткань на том же уровне справа от закрепляющего стежка и направляется по изнаночной стороне наискось влево таким образом, чтобы на лицевую сторону она вышла точно в месте окончания стежка, являющегося зак репляющим.

Шов полупетля используется, как правило, для заполнения внутренних фрагмен тов рисунка настилом. Для этого закрепляющий стежок необходимо делать коротким, чтобы перекрывалась нитка полупетли .

Если швом полупетля . вышиваются листья или лепестки цветов, то закрепляющие стежки формируют прожилки в середине. При выполнении остроконечных листиков сначала нужно сделать длинный стежок на вершине листа, который ведут до точки окончания прожилки. После этого остается сделать полупетли , расположив их под углом друг к другу, т. е. елочкой.

Тамбурный шов выполняется по прямой линии или по контуру рисунка справа на лево. Закрепив рабочую нить на изнаночной стороне ткани, ее нужно вывести на лицевую сторону и заложить в петлю. Затем иглу следует вколоть в точку выхода рабочей нити на лицевую сторону и сделать внутри петли стежок по изнаночной стороне ткани. Снова вывести нить на лицо ткани и повторить все вышеописанные действия. В олонецком перевитью стежки тамбурного шва, как правило, делаются небольшими — всего 2-3 мм.

Для того чтобы получить более широкую полосу тамбурного шва,- иглу нужно вколоть не в точку первого выхода рабочей нити на лицевую сторону, а немного отступив от нее. При добавлении в каждую петлю более мелкой петли из нитки контрастного цвета полу чается другой рисунок шва.

Тамбурный шов часто используют для вышивания листьев (рис. 144 у) Стежки здесь ложатся ровными рядами друг под другом. С помощью стежков, прикрепляющих петли, создается строчка в середине листа.

Если изнаночные стежки тамбурного шва направить не по прямой линии, а под углом друг к другу, получится волнообразная или зигзагообразная линия. Очень красивым украшением является продержка (переплетение) нити, отличной по цвету от основной вышивки. Нитка продергива ется с одной из сторон в виде прямой или какой- нибудь геометрической фигуры (рис. 145).

Виды швов

Счетная гладь (рис. 14ба) вышивается с от счетом ниток и по внешнему виду напоминает набор, но техника ее выполнения несколько иная. Если в наборе весь узор выполняется целиком, то при счетной глади — отдельными элементами.

Эта вышивка является двусторонней, т. е. одинаковой и с лицевой стороны, и с из наночной. При ее выполнении стежки располагаются равномерно, вплотную друг к другу в направлении утка или основы, а также под углом. Рабочая нить, после того как сделан стежок, возвращается к началу вышивки, а следующий стежок делается на одну нить ткани выше или ниже предыдущего. В зависимости от высоты стежков появляются все возможные варианты зубцов, лесенок и других геометрических фигур.

Наклонная вышивка елочкой часто используется для подчеркивания контуров рисунка. Работа идет слева направо.

Счетная гладь редко использовалась в русской вышивке самостоятельно. Орнаменты только из счетной глади более характерны для южных и западных стран.

Узор, вышитый в этой технике, может быть дополнен росписью или другими ук рашающими швами, выполняющимися по счету ниток.

Атласники — еще одна разновидность счетной глади. Часто этот вид вышивки ис пользуется для заполнения окантованных форм рисунка олонецкого шва по письму и вышивается однотонными, преимущественно белыми, нитками.

Атласники выполняются так же, как роспись, и чаще всего имеют форму треуголь ников, квадратов или ромбов.

Стежки в вышивке могут ложиться в разных направлениях: вертикальном, горизонтальном или по диагонали.

Атласники могут сочетаться с мережками, а также с тамбурным швом, стебельчатым, швом восьмерка, косичка и др.

Предлагаем вам познакомиться с техникой изготовления газетницы , украшенной ат ласниками .

Для работы понадобится плотная ткань (полотно, рогожка и т. д.) и толстые нитки — шерстяные или ирис. Порядок изготовления газетницы следующий:

1.   Выкраивают прямоугольник размером 350 мм в ширину и 450 мм в длину.

2.   Затем прямоугольник складывают по большой стороне пополам, линию сгиба про глаживают и прошивают швом назад иголку.

3.     На лицевую сторону переводят рисунок и вышивают его в технике, показанной на рис. 146 б, в. 4. Боковые края газетницы дважды подгибают наизнанку по 10 см, прометывают, а затем обшивают петельным швом или гладьевым валиком.

.5. Для того чтобы газетницу можно было подвесить, готовят две вешалки прямоуголь ной формы, приметывают в углах с лицевой стороны и пришивают к газетнице .

6. Наконец изделие складывают по ширине пополам, сметывают по верхней стороне швом строчка (вешалки при этом оказываются вшитыми в уголках) и обрабатывают любой разновидностью петельного шва.

В русском народном рукоделии встречается и односторонняя гладь (рис; 146 г). Вышивается она Справа налево, как шов набор, но не целым орнаментом, а отдельными его элементами. Две или три нити ткани набираются попеременно внизу и наверху. На изнаночной стороне образуются две прямые строчки: мелкие стежки по боковым конту рам узора.

Этот вид вышивки часто называют также верхошвом , владимирским шитьем или швом в настил. Появился он в поселке Мстера во второй половине XIX века.

Вышивают верхошов , как правило, красными нитками. В качестве дополнения иногда используют синие, зеленые, желтые или коричневые нитки. На равномерном фоне холста ярко выделяются гибкие стебли с крупными декоративными цветами и листьями.

Иногда в красную гамму основного узора вводят золотистые, изумрудные и голубые тона, которыми заполняют небольшие элементы рисунка и придают вышивке особую изысканность.

Верхошов используется для украшения полотенец, скатертей, салфеток и других столовых принадлежностей.

Владимирский верхошов представляет собой одностороннюю вышивку, выполняе мую нитками мулине в одну — две пасмы или плотными шерстяными нитками.

Стежки в этой технике располагаются не вплотную друг к другу, а через небольшой интервал. Они, как правило, длинные, в несколько нитей ткани. Узор формируется на лицевой стороне ткани, а с изнанки получаются небольшие переходы из стежков по контуру рисунка. При вышивке верхошвом цветов стежки располагаются в направлении от центра к краю в виде веера (рис. 146 д ).

Виды швов

Листья вышиваются косыми стежками в том случае, если они небольшого размера, или по диагонали от середины к краям елочкой при достаточно крупных листьях.

Иногда вышивку в технике владимирского верхошва украшают стебельчатым швом. Он выполняется точно так же, как и сама вышивка. В зависимости от рисунка различают узкий и широкий стебельчатые швы.

Цветы и листья, выполненные владимирским верхошвом , бывают довольно сложными по размеру и форме и заполняются различными видами вышивок. Например, внутреннюю часть листьев можно заполнить швом восьмерка, так же как в александрийской глади.

В серединках цветов в большинстве случаев выполняются сетки путем натягивания нитей поверх ткани в вертикальном или горизонтальном направлении. В местах пересе чения натянутых нитей сетки, как правило, делаются закрепления в виде одиночных стежков или крестиков.

Вокруг сетки вышивается ровная полоса из косых стежков, при этом лепестки цветов не заполняются стежками полностью, а представляют собой дужки. В оставшихся неза полненных частях сетки вышиваются отдельные стежки-лучики.

;Атласники , наборы, глухие сетки и другие украшающие швы выполняются обычно в технике односторонней глади. Если верхошвом вышиваются круги, стежки во внутрен ней части кладутся плотнее, чем во внешней.

Для заполнения различных частей узора используются глухие сетки (рис. 146 е). Выполняются они следующим образом: в том месте, где должна быть сетка, натягиваются нитки в вертикальном и горизонтальном направлениях. Эти нитки закрепляются по линии контура — получаются квадраты.

Для того чтобы нитка не сдвигались, в местах скрещивания нужно сделать дополни тельные стежки-скрепки. Эти закрепляющие стежки, — дополнительное украшение сетки. Они могут быть выполнены в виде крестиков, палочек или других фигур.

Гладь вприкреп (рис. 146 ж) выполняется слева направо. Стежки вышиваются сверху вниз, а при движении в обратном направлении они закрепляются маленькими стежками справа налево. Закрепляющие стежки при этом должны располагаться в шахматном порядке.

Косая гладь (рис. 146 з ) представляет собой двусторонний шов, который вышивается стежками, идущими в косом направлении и расположенными через интервалы в две горизонтальные и четыре вертикальные нити ткани.

Чаще всего этот шов используется для вышивки узких лепестков цветов, стеблей, листьев.

Мушки (рис. 146 и) — один из элементов белой рельефной глади. Выполняются они следующим образом: сначала обводится контур маленького круга швом вперед иголку, затем в нем односторонней гладью делается настил горизонтальными стежками. Потом поверх настила вышиваются вертикальные стежки.

Белой рельефной гладью можно вышивать листья (рис. 146 к). Выполняются они так же, как и мушки: сначала обводится контур, потом накладывается настил односторон ней гладью и только после этого выполняются горизонтальные стежки справа налево. Можно вышивать и косыми стежками.

Листья в раскол вышиваются следующим образом: контур делается швом вперед иголку, затем кладется настил, но два серединных стежка пропускаются: в середине листа образуется щель из двух параллельных стежков. Потом горизонтальными стежками выполняется уголок листа, а начиная с места, где начинается раскол, вышивается сначала правая сторона листа, а потом левая, продольные нитки при этом захватываются рабочей нитью. Затем вышивается второй уголок листа. Лист получается как будто расколотым надвое посередине.

Гладъевый валик (рис. 146 л) используется для вышивки стеблей и для обводки контуров рисунка. Прежде чем вышивать валик, прометывают контур или прокладывают нитку нужной плотности и толщины. Выполняется гладьевый валик стежками, расположенными в направлении снизу вверх или справа налево. Стежки должны ложиться вплотную друг к другу.

На рис. 147 изображен петушок, вышитый в технике владимирского верхошва .

Выполняется он следующим образом:

гребешок и лапки петушка вышиваются швом полупетля нитками багрового цвета;

грудка выполняется швом зигзаг, а полоски между швами — последовательно синими, красными, желтыми и зелеными нитками;

стежки на хвостике делаются оранжевыми, маленькие перышки у окончания хвоста и строчка у крылышек— кр асною цвета;

Виды швов

— контур крылышек вышивается розовыми нитками, весь петушок — бордовыми. Петушок по контуру (кроме наружной части хвоста и полос на грудке) обшивается стебельчатым швом нитками изумрудного цвета,

Гладьевый валик называют еще техникой кордоне и используют в вышивке ришелье для обработки краев вырезных элементов узора.

Виды швов

Очень красиво смотрятся фестоны, вышитые гладьевым валиком. Выполняют их так же, как и фестоны с петельным швом, с той только разницей, что обметку производят не петельным швом, а гладьевым валиком. Узелки — еще один элемент белой глади. Применяются при вышивке половинок листиков и серединок цветов.

Выполняется узелок следующим образом: сначала протягивается нитка с изнаночной стороны на лицевую, на маленьком расстоянии от прокола делается стежок и острие вколотой в ткань иглы обвивают в направлении от себя несколькими витками нитки. Затем игла пропускается через образовавшуюся спираль из ниток, витки прижимаются пальцем, а игла возвращается на изнаночную сторону. На изнанке узелок закрепляется несколькими незаметными стежками.

Принцип узелков лежит в основе вышивки рококо (рис. 148). Используется она для вышивания розочек, листиков и других фрагментов рисунка.

Виды швов

Вышивка рококо выполняется аналогично узелкам, с той только разницей, что на иглу наматываются не два витка нитки, а несколько — девять или десять. Нить закрепляется на изнаночной стороне ткани и выводится на лицевую. На некотором расстоянии от точки выхода игла снова вкалывается в ткань, проводится по изнанке и выводится на лицевую сторону в точке первого прокола, но до конца игла не должна выходить из ткани. Далее на кончике иглы делается 10 витков, которые с изнанки придерживаются указательным пальцем левой руки, а с лицевой стороны — большим пальцем. Правая рука в это время осторожно протягивает иглу с ниткой сквозь навивку. Не следует сильно затягивать витки — игла должна обвиваться свободно. Нить протягивается через витки — получается

красивый валик, который можно уложить в любом нужном направлении. Потом игла прокалывается с лицевой стороны на изнанку, и нить закрепляется.

Когда навив уложен, иглу с нитью нужно вывести на изнаночную сторону в точке окончания навива , затем вернуть на лицо ткани в точке, где будет начинаться следующий навив, и повторить всю операцию снова. Несколько последовательных узелков образуют узелковый шов, который применяется для контурных вышивок.

При выполнении шва рококо, так же как и для выполнения узелков, лучше всего использовать тонкие иглы с небольшими ушками. Навивов должно быть как раз столько, чтобы образовавшийся шов перекрывал расстояние, определенное рисунком.

Виды швов

Для вышивки, показанной на рис. 149, используют следующие швы:

петля (для выполнения маленьких листиков и цветков клевера);

восьмерка, или петельный (для выполнения больших трилистников);

полупетля (для выполнения маленького трилистника);

стебельчатый (для выполнения веточек).

Для вышивки цветков клевера лучше всего использовать нитки светло-розового цвета, а внутри каждой петли делать маленькие стежки бордовыми или красными нитками. При вышивании больших трилистников восьмеркой необходимо постоянно менять наклон стежков. Для этого стежки, которые идут по изнанке и очерчивают наружный контур рисунка, нужно делать немного больше изнаночных , идущих по внутреннему контуру.

Узор, изображенный на рис. 150, украсит салфетку или угол скатерти.

Виды швов

Этот узор можно вышить в каждом углу салфетки или скатерти и провести между ними мережку, а также вышить только в одном углу, а мережку пустить по всему периметру. Мережку можно и не делать — узор сам по себе является прекрасным украшением столового белья. Выполняется веточка с цветами разноцветными нитками мулине в два сложения. Для ее вышивки используются следующие швы и нитки:

полупетля (для выполнения больших листиков), цвет ниток — светло-зеленый;

полупетля , или елочка (для выполнения елочек сверху и снизу цветка), цвет ниток — салатный;

стебельчатый (для выполнения стебельков), цвет ниток — темно-зеленый;

петля (для выполнения маленьких Цветочков), цвет ниток — Красный, бордовый;

строчка — для обводки контуров большого цветка (цвет ниток — красный) и для обводки больших листиков (цвет ниток — зеленый или темно-зеленый);

— восьмерка (для выполнения лепестков большого цветка), цвет ниток — светло- розовый или розовый;

— узелки, уложенные вплотную друг к другу для выполнения серединки большого цветка. Серединку предлагаем вышить нитками двух цветов: верхнюю круглую часть — оранжевыми, а нижнюю — ярко-желтыми.

Из маленьких цветочков, выполненных в технике петля, рококо или узелками, можно составлять различные букеты и гирлянды, которые украсят любую салфетку, скатерть, блузку или носовой платок.

Для вышивки лучше всего брать тонкие ткани и нитки, например мулине в одно сло жение.

Бриды (рис. 151 а) — это украшения, используемые, в вышивке ришелье. Для того чтобы их выполнить, нужно контуры узора вышить швом вперед иголку, одновременно набрасывая на противоположный край узора несколько ниток. Затем эти нитки нужно обшить петельным швом для получения бриды. После того как брида будет закончена, продолжается вышивка контура. Когда завершены все бриды, контур дополнительно обшивается петельным швом (или петельным швом с перевивом нитей), а ткань между бридами вырезается.

Витки бриды должны располагаться как можно ближе друг к другу. Если вышивка ведется слишком тонкой нитью, натягивать нужно не одну, а три нити, четвертой же обвивать их.

Петельные бриды толще обычных и используются они в тех случаях, когда элементы рисунка и промежутки между ними достаточно большие по размеру. Для того чтобы выпол нить петельную бриду, прокладывают пять нитей, которые затем обшивают петельным швом.

Переплетенные бриды еще более толстые и прочные. Для получения переплетенной бриды прокладывают шесть-семь нитей, делят их приблизительно поровну и переплета ют аналогично восьмерке.

В вышивке как украшение иногда применяют бриды соты. Для их выполнения нужны булавки, которые помогут вам сформировать несколько рядов брид. Если вы до полнительно выполняете сетки или стяги, то их нужно Д елать после того, как будет про метан весь рисунок. Иногда на бридах еще навиваются копеечки, или пико.

Бриды с пико (рис. 151 б) — еще одна разновидность вышивки ришелье. Натянутые нитки обшиваются петельным швом таким образом, чтобы расстояние между стежками было равно одному стежку. Посередине выполняется пико, и начинается обработка брид: сначала в одну сторону, а потом в другую.

Лишняя ткань удаляется только после того, как изделие с вышивкой постирают и хорошо отутюжат. Причем ткань подрезается, как правило, с изнаночной стороны. Эту работу нужно выполнять очень аккуратно и внимательно, следя за тем, чтобы случайно не задеть бриду.

Дырочка (рис. 152) — один из элементов прорезной (английской) глади. Выполняется следующим образом: контур обводится швом вперед иголку, затем ткань прорезается

 

Виды швов

или прокалывается в зависимости оттого, какого размера должны быть отверстия, а края обрабатываются гладьевым валиком или петельным швом. Получается симпатичная дырочка, которая украсит любую вышивку.

Калачик —т оже элемент прорезной вышивки. Выполняется о итак же, как и дыроч ка , с той только разницей, что на одном из краев прореза дополнительно делается настил.


Источник: http://www.garmoniavdome.ru/vyshivanie9.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Пасхальные мотивы, вышитые крестом Калейдоскоп - Летние узоры спицами вязание



Шов-строчка вышивка крестом Шов-строчка вышивка крестом Шов-строчка вышивка крестом Шов-строчка вышивка крестом Шов-строчка вышивка крестом Шов-строчка вышивка крестом Шов-строчка вышивка крестом Шов-строчка вышивка крестом Шов-строчка вышивка крестом